Военно -патриотическое воспитание

sm_full

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

sm_full (1)

Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

  • привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
  • разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
  • привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
  • воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
  • воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
  • воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
  • привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
  • раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
  • организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
  • воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
  • формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
  • убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

sm_full (2)

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Цель и задачи военно-патриотического воспитания

 
 

Целью военно-патриотического воспитания учащихся является формирование у них патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по ее защите, развитие необходимых для этого способностей.

Задачи:

развитие у учащихся чувства гордости за историческое прошлое своего Отечества;

воспитание почтительного отношения к Государственному гербу, Государственному флагу и Государственному гимну Республики Беларусь;

воспитание уважения к истории и национальной культуре;

формирование ценностей: общечеловеческих (здоровье, семья, благополучие, счастливая жизнь), национальных (язык, культура, традиции и обычаи нации, малая родина, толерантность, коллективизм), направленных на сплочение белорусов (стабильность, безопасность, мирное небо, социальная обеспеченность, равенство, справедливость), военно-патриотических (Родина, Отечество, общество, гражданин, долг, честь, мужество, героизм);

воспитание ответственности перед своим Отечеством, чувства долга перед страной; привитие исторической ответственности за происходящее в обществе;

моделирование в сознании учащихся военно-патриотических идеалов, образа человека-патриота (на примере граждан страны, совершивших героические поступки);

формирование готовности защищать интересы белорусского общества и государства, сражаться за Родину, свободу и независимость страны;

формирование морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества (самообладание, целеустремленность, волевой самоконтроль, стрессоустойчивость, ориентированность на выполнение социальных требований и др.);

овладение физическими умениями и навыками, необходимыми для защиты Отечества.

Проект "Беларусь помнит. Помним каждого"

05.04.2024
Национальный поисковый портал «БЕЛАРУСЬ ПОМНИТ» создан Белорусской республиканской пионерской организацией совместно с Учреждением Администрации Президента Республики Беларусь «Издательский дом «Беларусь сегодня»».
развернуть

Он позволит узнать о подвигах и судьбе предков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, а также найти исторические документы и составить личный семейный архив. Здесь собрана информация:

о местах первичных захоронений;

документы о награждениях, прохождении службы, победах и лишениях на полях сражений.

Портал доступен по адресу

https://xn--80abmnnhhgijlrg1k.xn--90ais/

 

свернуть

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся - основное направление идеологической работы

 

                                                 

Интерактивная платформа патриотического воспитания

 

Гражданско-патриотическое  воспитание  учащихся - основное  направление  идеологической  работы 

 

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

    Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

    Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.

    Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.

    Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

    Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

         В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.

    Гражданско-патриотическое  воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

    Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.

    Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.

    Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию

    Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.

    Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

    Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

  • изучение истории своего края;
  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
  • развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

Формы:

  • конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений            
  • поисково-исследовательская работа
  • акции
  • инсценировки
  • уроки мужества

Методыбеседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

    Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому. 

Работа классного руководителя

 в гражданско-патриотическом воспитании

    Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ». 

    Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.

    Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

    Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. 

    Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:

  • сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.
  • развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.
  • поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.
  • участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.

    При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.

    Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.

    Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества. 

Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании 

    Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

    Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.

    В фольклоре собраны вся жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа. Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов. На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является важнейшим способом не допустить

    Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

         В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

      В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств. 

свернуть

ИМП "Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы"

Тематические видеоролики

09.02.2024

 

                                             

 

17 сентября - День Воссоединения

                                                                             

1812. Березина

Андрей Громыко

Афанасий Брестский. Мученик за веру

Батька Минай. Несломленный комбриг 

Белорусский народ в борьбе за Воссоединение

Белорусы в Отечественной войне 1812 года

Валентина Терешкова. Первая женщина в космосе

Василий Маргелов. Отец крылатой пехоты

Июнь 1941. Генерал Карпезо

Могилёвское восстание

Освобождение Гомеля

Павел Сухой. Создатель реактивной авиации

Первая мировая война

Петр Климук. Первый белорус в космосе

Пинское восстание 1648 года

Победа. Белорусы в Великой Отечественной войне

Полоцк и Новгород и Крестоносцы

Полоцкий собор 1839 года. Воссоединение униатов с православием

Сергей Грицевец. Гроза нацистов и самураев

Хатынь. Нацистский террор

свернуть

Проект Поезд Памяти

Книга памяти

 
 

В Год исторической памяти в период с начала апреля по сентябрь текущего года в Министерстве труда и социальной защиты проходила акция-эстафета «Горжусь подвигом ветерана-земляка». В рамках акции были сняты видеоролики с рассказами ветеранов ВОВ, узников, жителей блокадного Ленинграда и свидетелей войны, с воспоминаниями их родственников, с авторскими сюжетами работников социальных учреждений.

Данные видеоролики легли в основу электронной «Книги памяти», которая была сформирована ко Дню народного единства. Книга, помимо ссылок на видео, содержит краткое описание о героях сюжетов, а их порядка 60. Эти истории невозможно воспринимать равнодушно. Они трогают до глубины души и навсегда врезаются в память.

Видеоролики подготовили сотрудники учреждений социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты: самостоятельно разработали сценарии, зачастую брали интервью у очевидцев военных событий, занимались съемкой и монтажом. И все для того, чтобы сохранить невероятно ценные данные о войне.

Электронная «Книга памяти» доступна по ссылке https://www.mintrud.gov.by/ru/kniga-pamyati-ru и QR-коду. 

свернуть

Память и боль белорусской земли, посвященные геноциду белорусского народа

Память и боль белорусской земли

Ничто не забыто: 7 мемориалов, посвященных сожженным в войну белорусским деревням.

22 июня - годовщина начала Великой Отечественной войны. Двадцать семь миллионов советских жертв, из них чуть меньше 9 миллионов - военные потери. На белорусской земле было разрушено и сожжено 9.200 населенных пунктов, из которых более 5 тысяч - вместе с населением во время карательных операций. Представляет 7 мемориалов на месте сожженных белорусских деревень.

 

Хатынь (Логойский район, в 5 км к востоку от 54-го км автотрассы М3 Минск - Витебск)

Предыстория: утром 22 марта 1943 года в 6 км от Хатыни партизаны уничтожилиштабную автомашину, в которой находился гауптман Ганс Вёльке - один из офицеров 118-го охранного полицейского батальона вермахта в Плещеницах. В тот же день солдаты этого батальона и бойцы карательного подразделения СС "Дирлевангер" вошли в деревню, в которой проживало около 150 человек. Жителей согнали в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В огне сгорели 149 жителей, из них 75 детей. Трое детей во время облавы успели убежать в лес, две девушки выбрались из горящего сарая, еще два мальчика выжили в огне; из взрослых выжил лишь один - кузнец Иосиф Каминский. Деревня не была восстановлена. Память сотен деревень, сожженных фашистами во время войны, решили "мемориализировать" только через двадцать лет после великой победы (до этого был лишь небольшой памятник). В конкурсе, который стартовал в марте 1967 года, победил коллектив авторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, Сергей Селиханов. Открытие комплекса состоялось 5 июня 1969 года. Доминанты комплекса: шестиметровая скульптура "Непокоренный человек" (прообразом стал Иосиф Каминский, который держит на руках своего погибшего сына); гранитные плиты, символизирующие рухнувшую крышу сарая; открытые калитки, нижние венцы срубов на месте 26 домов и обгорелые печные трубы с колоколами, которые звонят каждые полминуты; кладбище 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни; символические деревья жизни с названиями 433 деревень, которые были возрождены; Стена Памяти - мемориальные плиты с названиями 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения в Беларуси; Вечный Огонь и три березки (на месте четвертой - пустое углубление: погиб каждый четвертый житель страны).

Последствия Великой Отечественной войны для Беларуси

Победа над врагом в Великой Отечественной войне была достигнута ценой больших жертв и невосполнимых утрат белорусского народа. Немецкие захватчики оставили после себя жуткий кровавый след, беды и невиданное разорение. Это был заранее разработанный, обдуманный и целенаправленный план геноцида, уничтожения людей, разграбления национального богатства страны, ликвидации государственного строя. На захваченной территории нацисты отбросили все международные правовые нормы. Преступления оккупантов по своей массовости и страшной жестокости не знали себе равных в новейшей истории Беларуси. По оценкам специалистов, Беларусь более, чем какая-нибудь другая страна Европы пострадала от этой войны.

Расследованием злодеяний оккупантов и выяснением размеров ущерба, причиненного ими в этой войне, занималась специально созданная Чрезвычайная государственная комиссия (ЧГК), которая строила свои выводы на основе документальных свидетельств. На территории Беларуси эта работа велась с начала 1944 г.  Прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчисляется в 75 млрд рублей (в ценах 1941 г.), что в 35 раз превышало бюджет республики 1940 г.  На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (на 80-90 % были разрушены Минск, Гомель, Витебск), 9200 деревень. Общие потери промышленности составили 6 225 млн рублей (в ценах 1941 г.). Экономика республики по промышленным и энергетическим мощностям была отброшена на уровень 1913 г. Оккупанты сожгли и разрушили 100 465 промышленных производственных зданий. Было уничтожено или вывезено в Германию 10 338 промышленных предприятий, включая все крупные электростанции (85 % их довоенного количества). Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков установила, что имущественный ущерб сельскому хозяйству составил 22 471,9 млн рублей. Было уничтожено 10 тыс. колхозов, 92 совхоза, 316 машинно-тракторных станций, 1200 тыс. сельских зданий, в том числе 421 тыс. жилых домов колхозников. Варварскими методами планово уничтожались и расхищались учреждения культуры и науки, образования. Согласно данным Чрезвычайной государственной комиссии, с 1941 г. по 1944 г. было уничтожено 10 музеев, ущерб составил 163,4 млн рублей. Кроме того, было разграблено еще 8 белорусских музеев. В страны Центральной и Западной Европы были вывезены многие произведения белорусского, русского и западноевропейского искусства. Это хранившиеся в Государственной картинной галерее БССР около 1700 произведений живописи и икон, более 50 скульптур, а также многочисленные рисунки, гравюры, музыкальные инструменты, мебельные изделия. Среди них творения знаменитых мастеров: И. Айвазовского, К. Брюллова, В. Бялыницкого-Бирули, М. Врубеля, И. Левитана, И. Репина, В. Сурикова, а также Микеланджело, К. Растрелли и др. Только небольшая часть похищенного была возвращена Беларуси.

В годы войны Беларусь лишилась своего национального символа — Креста Ефросиньи Полоцкой, уникальной ценности, созданной в 1161 г. Была утеряна и знаменитая коллекция слуцких поясов, в которых ярко отразились высокое художественное мастерство и самобытность белорусского народа.

Почти полностью была уничтожена республиканская система библиотек, разграблен ее книжный фонд, составлявший 10 млн экземпляров. Только из фондов Государственной библиотеки БССР им. В.И. Ленина (в 1941 г. насчитывалось 2 млн томов) было утрачено более полутора миллионов томов, среди которых редкие и старопечатные издания, рукописи. Сегодня около 1 млн томов остаются ненайденными.

Разрушению подверглись 5 тыс. театров и клубов.

Оккупантами были уничтожены Белорусская академия наук и 24 научных учреждения.

За годы войны были сожжены и разрушены 8825 из 12 294 школ. Материальные потери, нанесенные учреждениям образования республики, составили 4,6 млрд рублей.  Но как бы велик ни был материальный ущерб, самой болезненной и тяжелой потерей явилась гибель людей.  За годы оккупации гитлеровцы провели свыше 140 карательных операций, во время которых полностью или частично уничтожили 5454 деревни. Страшным символом преступлений гитлеровцев на белорусской земле стала деревня Хатынь, сожженная вместе со всеми жителями. Ее судьбу разделили еще 618 сельских населенных пунктов, 188 из которых уже никогда не были восстановлены.

На территории Беларуси существовало около 250 лагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения. Только в деревне Тростенец, где находился один из самых больших по количеству уничтоженных там людей нацистских лагерей смерти, погибло 206 500 человек. Причем в отличие от Освенцима, Майданека и Треблинки в нем находилось главным образом местное население. Кроме того, в 186 населенных пунктах были созданы еврейские гетто. В минском гетто содержалось около 100 тыс. человек, из которых уцелели единицы. Белорусские ученые говорят о том, что в Беларуси в современных границах за годы войны было уничтожено 715 тыс. евреев.

Считается, что в период оккупации в Германию на принудительные работы было вывезено около 400 тыс. человек (в том числе 24 тыс. детей).

Статистика свидетельствует: если до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 млн человек, то в конце 1944 г. — 6,3 млн человек. По данным ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, всего на территории БССР убито 2 219 316 человек гражданского населения и военнопленных. Однако впоследствии выяснилось, что сведения о людских потерях по ряду районов были значительно занижены, а также, что данные по некоторым лагерям для военнопленных — неточные. В эту цифру также не включены пропавшие без вести или попавшие в плен и погибшие там бойцы Красной Армии из числа белорусских жителей. Не учтены также вывезенные в Германию и погибшие там мирные жители.  В настоящее время некоторые исследователи считают, что с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более млн жителей Беларуси, т. е. не менее, чем каждый третий. 


Сожжённые деревни Минской области 

В данный список не входят воскресшие деревни Белоруссии.

Список деревень Минской области Белоруссии, погибших во время Великой Отечественной войны, с указанием их бывшего местоположения и других сведений. Все ниже перечисленные деревни не существуют. Территориальная принадлежность населённых пунктов указана согласно послевоенному административному делению БССР. Название деревень указаны на белорусском языке.

Список сожжённых деревень Минской области

* — населённые пункты в списке кладбища деревень Хатыни.

Асавіна, * Логойский район, Минская область.

Баравыя, Беларучский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2,5 километра севернее от деревни Дубница (Дубніца). В июне 1942 года немецко-фашистские захватчики сожгли деревню, 22 двора, и погубили 4 её жителя. В 1963 году на месте сожжённой деревни установлен обелиск.

Беразінец, * Первомайский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1 километр севернее от деревни Жилин Брод (Жылін Брод). Немецко-фашистские каратели 23.02.1943 г. погубили 22 жителя и сожгли деревню, 9 дворов.

Боркі, * Хотенчицкий сельсовет, Вилейский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни — могила жертв фашизма. Находилась на 2,5 километра восточнее от деревни Малевичи (Малявічы). Немецко-фашистские захватчики 05.05.1943 г. сожгли деревню, 21 двор, вместе с её жителями, 98 человек. Все жители захоронены на месте бывшей деревни. В 1955 году на могиле был установлен обелиск.

Буда, * Колодежский сельсовет, Червенский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра южнее от деревни Подсосное (Падсоснае). Немецко-фашистские оккупанты 10.11.1942 г. погубили всех жителей деревни, 83 человека, 25 дворов. В 1984 году на месте сожжённой деревни установлена стела.

Гані, * Логойский район, Минская область.

Глухое Перхурава, * Демидовичский сельсовет, Дзержинский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1,5 километра западнее от деревни Фрунзе (Фрунзе). Немецко-фашистские захватчики 30.01.1943 г. погубили 120 жителей деревни и сожгли 32 двора. В 1957 году на месте сожжённой деревни был установлен мемориальный знак.

Гондарава, * Омговичский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 3 километра севернее от деревни Тихонь (Ціхань). Немецко-фашистские каратели 23.02.1943 г. погубили 60 жителей и сожгли деревню, 16 дворов.

Дальва, * Околовский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое художественное место сожжённой деревни — мемориальный комплекс. Находится в 10 километрах от дороги Минск-Бегомль, на 15 километров от Плещеницы (Плешчаніцы), на поляне среди леса. Открыт в 1973 году. (Скульптор У.Церабун. Материал — бетон. Высота скульптуры 4 м., балок 6.5 м; стена 16х1,5 м; надгробная плита 1,5х2,5х0,4 м.). Немецко-фашистские оккупанты 19 июня 1944 года сожгли живьём всех жителей деревни, 44 человека. После войны не возродилась.

Дуброўна, * Долговский сельсовет, Солигорский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 4 километра юго-западнее от деревни Жёлтый Брод (Жоўты Брод). Немецко-фашистские каратели 16.02.1943 г. сожгли деревню вместе с её жителями, 43 человека, 9 дворов. В 1975 году на месте сожжённой деревни был установлен обелиск.

Загор’е, * Логозский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра северо-западнее от деревни Логоза (Лагаза). В августе 1943 года гитлеровцы погубили 81 жителя и сожгли деревню, 26 дворов.

Задні Мост, Холхолицкий сельсовет, Борисовский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1 километр юго-западнее от деревни Остров (Востраў). В 1942 году немецко-фашистские оккупанты ворвались в деревню, согнали всех её жителей, в том числе пожилых, женщин и детей в один дом, и сожгли. Уничтожили все постройки. В 1985 году на месте сожжённой деревни установлена стела.

Задоўба, * Первомайский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 3 километра севернее от деревни Жилин Брод (Жылін Брод). Немецко-фашистские каратели 23.02.1943 г. погубили 9 жителей и сожгли деревню, 4 двора.

Ідаліна, * Логозский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни, могила жертв фашизма. Находилась на 1,2 километра северо-западнее от деревни Кузевичи (Кузевічы). В 1943 году, во время проведения карательной экспедиции «Котбус» немецко-фашистские оккупанты сожгли 28 жителей и деревню в 10 дворов. В 1951 году на могиле установлен обелиск.

Каланіцы, * Минский район, Минская область.

Карамша, * Юрьевский сельсовет, Смолевичский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 7 километров севернее от деревни Бабий Лес (Бабін Лес), Жодинского сельсовета. В 1942 году немецко-фашистские оккупанты уничтожили деревню вместе с жителями, 36 человек, 12 дворов. В 1965 году на месте сожжённой деревни установлен обелиск.

Крушнік, Первомайский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра южнее от деревни Поликаровка (Палікараўка). Немецко-фашистские каратели 23.02.1943 г. погубили жителей и сожгли деревню, 14 дворов.

Лазараў Бор, * Слуцкий район, Минская область.

Літавец, * Добринёвский сельсовет, Дзержинский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни — братская могила, мемориальный комплекс. Находилась на 7 километров западнее от деревни Радима (Радзіма). Немецко-фашистские оккупанты 14.01.1943 г. погубили 196 жителей деревни и сожгли 42 двора.

Лужыца, Ананичский сельсовет, Пуховичский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 7 километров северо-восточнее от деревни Слобода (Слабада). В марте 1942 года немецко-фашистские оккупанты сожгли деревню вместе с её жителями, 8 человек, 10 дворов. В 1966 году на месте бывшей деревни установлен обелиск.

Любажанка, * Добринёвский сельсовет, Дзержинский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1 километр западнее от деревни Радима (Радзіма). Немецко-фашистские захватчики 08.01.1943 г. погубили 42 жителя деревни и сожгли 12 дворов.

Любча, * Хотенчицкий сельсовет, Вилейский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни — могила жертв фашизма. Находилась на 2 километра восточнее от деревни Малевичи (Малявічы). Немецко-фашистские захватчики 05.05.1943 г. сожгли деревню, 23 двора, вместе с жителями, 93 человека. Погибшие жители похоронены на месте бывшей деревни. После войны деревня не возродилась. В 1975 году на месте каждого дома была установлена мемориальная плита с фамилией погибшей семьи, на местах, где были сожжены люди (женщины и мужчины отдельно) установлено две стелы.

Люцецкі, * Моисеевщинский сельсовет, Борисовский район, Минская область. Историческое место сожжённого посёлка. Находился на 3 километра южнее от деревни Клетное (Клятное). В мае 1942 года немецко-фашистские захватчики сожгли его вместе с жителями. Погибло 134 жителя, сожжено 24 двора. В 1977 году на месте бывшего посёлка установлена стела.

Лявішча, * Омговичский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1,5 километра юго-западнее от деревни Чирвоная Сторонка (Чырвоная Старонка). В январе 1943 года немецко-фашистские каратели погубили 50 её жителей и сожгли деревню, 28 дворов. В 1982 году на месте бывшей деревни была установлена стела.

Маладзілава, Выдрицкий сельсовет, Крупский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 16 километров южнее от городского посёлка Крупки (Крупкі). В 1941 году сожжена немецко-фашистскими захватчиками вместе с жителями, 45 человек, 9 дворов.

Масевічы, * Копыльский район, Минская область.

Мыльніца, * Красношвабский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра севернее от деревни Заберёзовка (Забярозаўка). В июне 1944 года немецко-фашистские захватчики погубили 26 жителей и сожгли деревню, 7 дворов.

Папова Града, * Гребенецкий сельсовет, Червенский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра восточнее от деревни Дуброва (Дуброва). В мае 1944 года уничтожена гитлеровцами вместе с жителями, 55 человек, 22 двора. После войны не возродилась. Увековечена в мемориальном комплексе Хатынь. В 1982 году на месте сожжённой деревни построен мемориальный комплекс. В начале мемориала установлена стела с памятной надписью. На месте каждого сожжённого дома установлен мемориальный знак — нижний обожжённый венец сруба и символическая чёрная труба, на которой закреплена табличка с именами погибших жителей. Восстановлено три колодца, сделан макет останков сгоревшего сарая, в котором были погублены жители деревни. Все элементы мемориального комплекса связаны дорожками, выложенными камнями.

Пераходы, * Первомайский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1,5 километра южнее от деревни Жилин Брод (Жылін Брод). Немецко-фашистские каратели 23.02.1943 г. погубили 116 её жителей и сожгли деревню, 26 дворов. В 24 могилах захоронено 116 жителей деревни, на могилах установлены обелиски. В 1979 году на месте бывшей деревни был установлен памятник на невысоком насыпном кургане, скульптура женщины в трауре.

Рудкова, * Тепленьский сельсовет, Узденский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 6 километров восточнее от деревни Теплень (Цеплень). Немецко-фашистские каратели 23.01.1943 г. ворвались в деревню, всех жителей согнали в один сарай и расстреляли, 27 человек. Потом сожгли деревню, 11 дворов. В 1970 году на месте бывшей деревни был установлен обелиск с барельефными изображениями партизана и партизанки.

Сакаўшчына, Мясотский сельсовет, Молодечненский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 3 километра севернее от деревни Загорское (Загорскае). Немецко-фашистские каратели 11.11.1943 г. сожгли деревню. В 1973 году на месте сожжённой деревни был насыпан курган, на вершине которого была установлена стела.

Саламарэчча, * Минский район, Минская область.

Слабада, * Задорьевский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1,5 километра юго-западнее от деревни Засовье (Засоўе). В 1943 году немецко-фашистские оккупанты погубили 204 жителя и сожгли деревню, 42 двора.

Старына, * Озёрский сельсовет, Узденский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1,5 километра западнее от деревни Володьки (Валодзькі). Немецко-фашистские оккупанты 02.01.1942 г. погубили 47 жителей деревни и уничтожили 9 дворов. В 1975 году на месте бывшей деревни установлена стела.

Сухая Міля, * Новотерушский сельсовет, Солигорский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1 километр юго-западнее от деревни Загорье (Загор’е). В июле 1942 года немецко-фашистские оккупанты сожгли деревню вместе с её жителями, 28 человек, 24 двора. В 1968 году на месте сожжённой деревни насыпан курган, на вершине которого был установлен обелиск.

Сядзіба, * Солигорский район, Минская область.

Трысцень, * Зареченский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра восточнее от деревни Горавец (Гаравец). В мае 1943 года немецко-фашистские оккупанты погубили 35 жителей и сожгли деревню, 14 дворов.

Тхарніца, * Острошицкий сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 2 километра западнее от деревни Панышевщина (Панышэўшчына). В 1943 году гитлеровцы погубили 43 её жителя, сожгли 18 дворов.

Фадзееўка, Первомайский сельсовет, Слуцкий район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 1 километр восточнее от деревни Поликаровка (Палікараўка). Немецко-фашистские каратели 23.02.1943 г.  погубили 9 жителей и сожгли деревню, 11 дворов. В 1975 году на месте бывшей деревни была установлена стела.

Хадыка, * Новотерушский сельсовет, Солигорский район, Минская область. Историческое место сожжённой деревни. Находилась на 5 километров юго-западнее от деревни Загорье (Загор’е). В июне 1943 года немецко-фашистские захватчики сожгли деревню вместе с её жителями, 136 человек, 23 двора. В 1968 году на месте бывшей деревни была установлен обелиск.

Хатынь, Каменский сельсовет, Логойский район, Минская область. Историческое художественное место — мемориальный комплекс. Находится на расстоянии 54 километров от Минска, на 5 километров от поворота с дороги Минск-Витебск. Карательный батальон немецко-фашистских войск 22.03.1943 г. сжёг заживо 149 жителей, в том числе 75 детей, а так же сжёг деревню, 26 дворов.

Ямнае, Хоростовский сельсовет, Солигорский район, Минская область. Историческое место сожжённого посёлка. Находился на 5 километров восточнее от деревни Челонец (Чаланец). Сожжён вместе с 84 жителями 14.02.1943 г. во время карательной операции немецко-фашистских захватчиков против партизан соединения Минской области.

Закон Республики Беларусь "О геноциде белорусского народа"

Информационный материал Института истории НАН Беларуси

 

свернуть

Виртуальные туры по музеям Беларуси