Советы психолога

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ

  • Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?» Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
свернуть

ЕСЛИ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если у ребят возникают психологические проблемы: проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями или просто появился интерес к психологии, они всегда могут обратиться к школьному психологу, психолог внимательно выслушает и поможет советом.

Самой распространенной психологической проблемой у ребят считается проблема общения. Зачастую она возникает из-за неадекватной самооценки. С помощью психолога можно выявить уровень самооценки и получить рекомендации по её коррекции.

Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой:

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

10. Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

Упражнения по коррекции заниженной самооценки:

1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.

3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.

4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Рекомендации учащимся при завышенной самооценке:

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».

4. Получив отказ в просьбе о чем-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.

13. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

14. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

Упражнения по коррекции завышенной самооценки:

1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

свернуть

Уважаемые родители, это важно знать! Суицид возможно предотвратить!

Уважаемые родители, это важно знать!

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Суицид может иметь место, если проблема, конфликт остаются актуальными и нерешенными в течение длительного времени, и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа: «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с «врагами», «обидчиками», раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Также следует обратить особое внимание на:

- утрату интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие; - появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

- резкие перепады настроения, неадекватную реакцию на слова, беспричинные слезы;

- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

- потерю аппетита, плохое самочувствие, бессонницу, кошмары во сне;

- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

- самообвинения или, наоборот, признание в зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Уважаемые Родители!

Задумайтесь, часто ли вы улыбаетесь своему ребенку, говорите с ним о его делах, искренне интересуетесь делами в школе, взаимоотношениями с друзьями, одноклассниками… Ваше внимательное отношение к ребенку может помочь предотвратить беду!

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  •  Повод для суицида может быть с точки зрения взрослых пустяковый;
  •  У детей недостаточно опыта переживания страдания, им кажется, что их ситуация исключительная, а душевная боль никогда не кончится;
  •  Дети не осознают факта необратимости смерти, им кажется, что они смогут воспользоваться плодами своего поступка;
  •  Многие подростки считают суицид проявлением силы характера;
  •  Чаще всего дети совершают суицидальные попытки, чтобы изменить мир вокруг себя;
  •  Ребенку трудно просчитать ситуацию, поэтому часто демонстративные суициды заканчиваются смертью.

СУИЦИД ВОЗМОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ.

  •  Важно вовремя увидеть знаки эмоционального неблагополучия:
  •  Высказывания о нежелании жить: «скоро все закончится..», «у вас больше не будет проблем со мной…», « все надоело, я никому не нужен…» и т.д.;
  • Частые смены настроения Изменения в привычном режиме питания, сна;
  •  Рассеянность, невозможность сосредоточиться;
  •  Стремление к уединению;
  • Потеря интереса к любимым занятиям;
  • Раздача значимых (ценных) для ребенка вещей. Пессимистические высказывания: «у меня ничего не получится…», «я не смогу…» и т.д.;
  • Резкое снижение успеваемости, пропуски уроков;
  • Употребление психоактивных веществ;
  • Чрезмерный интерес к теме смерти.

ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПРИЗНАКИ ОПАСНОСТИ, НУЖНО:

Попытаться выяснить причины кризисного состояния ребенка;

 Окружить ребенка вниманием и заботой;

Обратиться за помощью к психологу.

*В случае длительно сохраняющихся признаков, таких, как отсутствие интереса к деятельности, плохое настроение, изменение сна, аппетита, необходимо обратиться за помощью к психиатру, психотерапевту

свернуть

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

1. Подавайте хороший пример своим детям и близким. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.

Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. Станьте частым посетителем школы. Интересуйтесь школьными  делами вашего ребенка. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки – вмешайтесь, обратитесь за помощью к специалистам или педагогам.

Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насилии с его стороны по отношению к другим: драках, уничтожении имущества, жестокости и др.

3. Говорите детям о насилии, которое показывают по телевизору, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4. Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!»

5. Говорите со своими детьми. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются.

Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

6. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. Гордитесь своим решением воспользоваться помощью. Это трудное решение, но оно отражает вашу зрелость. это поможет предупредить насилие. 

Самый тяжелый труд — воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик — это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя. 

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения

 

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения: 

 

  1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя. 
  2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
  3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками). 

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. 

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

 Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители – это Вы.

свернуть

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

  1.  Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2.  Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3.  Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4.  Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5.  Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6.  Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. 

 "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. 

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе". 

 ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ кризисных состояний у подростков

  •  Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
  •  Резкое повышение общего ритма жизни
  •  Социально-экономическая дестабилизация
  •  Алкоголизм и наркомания среди родителей
  •  Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
  •  Алкоголизм и наркомания среди подростков
  •  Неуверенность в завтрашнем дне
  •  Отсутствие морально-этических ценностей
  •  Потеря смысла жизни
  •  Низкая самооценка, трудности в самоопределении
  •  Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
  •  Безответная влюбленность 

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

  •  Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  •  Будьте внимательным слушателем
  •  Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  •  Помогите определить источник психического дискомфорта
  •  Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  •  Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
  •  Внимательно выслушайте подростка!

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ НЕ СДЕЛАТЬСЯ ВРАГОМ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ-ПОДРОСТКАМ

 

1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности. 

 2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия. 

 3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это - рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности. 

 4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ ХОРОШО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ!

Ребенку надо объяснить, что обучение может быть не только увлекательным, но и радостным.

Все родители надеются, что их ребенок будет хорошо учиться, и это прекрасный довод, т.к. успех делает школьные годы счастливыми и повышает возможности ребенка в будущем вести более плодотворную и успешную жизнь. Родители играют одну из самых главных ролей в успешном обучении детей в школе.

Как можно больше разговаривайте с детьми. Язык служит базой для изучения других наук, делает общение частью нашей жизни. Конечно, разный возраст детей требует разных подходов. Так, для дошкольников очень полезны разговоры об одежде (носки, ботинки, свитер, пальто) и частях тела (руки, ноги, шея, голова), как они одеты. Играйте в простые игры: вопрос-ответ, игры, которые называют профессии людей, предметы, мебель, игрушки. Пусть дети «читают» вам книжки-картинки, а вы задаете вопросы об их играх, игрушках и действиях.

Для старших детей необходимы разговоры об их переживаниях и опыте. Просите ваших детей высказывать собственные мнения о людях, событиях. На вопросы, заданные ребенком, отвечайте полно, в деталях и с примерами. Вы, конечно, не должны иметь ответы на все вопросы. Ответив «Я не знаю», «Давай посмотрим в энциклопедии», вы научите ребенка пользоваться справочным материалом, а умение пользоваться словарем или энциклопедией является неотъемлемой составляющей успешного обучения в школе. Приучите ребенка пользоваться библиотекой. Когда школьник сам научиться отвечать на сложные вопросы, используя справочную литературу, это обогатит его лингвистические возможности, так же, как и литературные навыки.

Читайте вслух стихи, пойте песни. Литература - самый увлекательный способ показать красоту языка. Проследить связь между сказанным и написанным словом. Читайте вслух детям, даже после того, как они научаться читать сами.

Пусть дети читают вам вслух книги, газеты, журналы. Установите определенное время для чтения (например, перед сном).

Чем больше родители знают о том, что происходит в школе, тем лучше вы сможете координировать активность вашего ребенка дома. Очень хорошо, если вы знаете ежедневные домашние задания. Убедитесь, что рабочее место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок. Ежедневно спрашивайте, что интересного произошло в школе.

Если школьник получил плохую оценку, не ругайте его за неудачу. Необходимо убедить его, что это лишь временная неудача, и сегодняшний «провал» может послужить трамплином для будущих успехов, но при строгом условии хорошо выученных уроков. Объясните ситуацию, что было причиной неудачи. Всегда отмечайте успехи.

Многие дети умеют читать, но они не имеют понятия, что означают данные в тексте слова. Понимание приходит с расширением собственного опыта. Пример родителей бесценен для ребенка. Если вы гуляете с ребенком, вместе едете на машине, автобусе, трамвае, расскажите о том, что происходит вокруг. Парк, зоопарк, концерты, театр, музей, этнические рестораны (мексиканский, грузинский, итальянский), высотные здания, зоомагазины, ярмарки - все это является великолепной возможностью для развития ребенка, познания окружающего мира.

Приободряйте ребенка, говоря: «У тебя не получилось в прошлый раз, давай посмотрим, как ты научился делать это сейчас».

Ребенок, уверенный в себе, способный понимать окружающий его мир, принимать правильные решения в жизни, обязательно будет успевать в школе.

свернуть

КАК ОГРАДИТЬ РЕБЁНКА ОТ ИНТЕРНЕТА?

В последнее время дети всё меньше общаются и гуляют на улице, всё больше времени проводят у компьютера. Существует ли опасность Интернета для детей?

Времена, когда в Сеть заходили только приличные и образованные люди, давно прошли. Мы знаем, что можно увидеть в Интернете! А ведь среди посетителей есть и дети! Нахождение в виртуальном пространстве без контроля вредит развитию юного организма, и не только в моральном плане!  Это и зрение, и осанка… Как защитить ребёнка от Интернета? 

Функции «родительского контроля» есть даже в популярной операционной системе Windows 7. Эта функция даёт возможность ограничивать время, которое ребёнок проводит за компьютером. А также позволяет ограничивать доступ к тем или иным играм и программам. Остальное время можно рекомендовать проводить на свежем воздухе, объясняя пользу для здоровья.

Также есть программа «Интернет –цензор» с «чёрным» и «белым» списком Интернет сайтов.

В настройках поисковиков можно установить уровень фильтрации, который отсеет всё непристойные картинки и тексты!

Родители!
Правила поведения детей в Интернете мы можем создать и сами!
Безопасность детей в Интернете – в наших руках!

свернуть

О ВЛИЯНИИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, ЖУРНАЛОВ

Одна из самых острых психологических проблем нашего времени – разрушительное влияние агрессивных средств массовой информации, т.е. телевидения, рекламы, компьютерных игр, детских журналов на сознание и психологическое здоровье детей и подростков. По данным специалистов, сейчас 80% из общего числа детей имеют нервно-психические расстройства. Можно говорить о нарастающей, особенно явной среди подростков, психической эпидемии возбуждения.

Давайте рассмотрим всего лишь несколько примеров.

1. Что мы видим и слышим с экранов телевизора? Мультфильм Симпсоны. Сын говорит матери в ответ на просьбу что-то сделать: «Сама сделай, старая потаскуха!». Старики, например, дедушка Симпсон выставлен в идиотском свете, над старостью, дряхлостью, болезнью весело, тонко, остроумно (!), что особенно страшно глумятся. То черепаха крадет вставную челюсть, а старик не может догнать ее, то перед носом захлопывает дверь родной сынок. Здесь полностью разрушаются нормы поведения детей и родителей. Герои мультфильма за это не наказываются, напротив, все очень остроумно и весело, «прикольно», такой «черный юмор».

«Шрек». В течение всего фильма происходит постоянное выяснение между монстром и осликом, драки. Язык, который они используют, напоминает скорее разговор двух не совсем трезвых и уж точно совсем невоспитанных подростков. Выбирая между Золушкой и спящей красавицей, герой говорит: «За кого голосуем? За Золушку или за эту девку в гробу? Золушку – вон! Пошли за Спящей».

Доктор психологических наук профессор Л.В.Матвеева  проводила такой опыт: молодым людям давали в руки датчики и в особенно захватывающие моменты просили нажимать кнопку. Результат был поразительным, оказывается зрителям одинаково интересно и когда стреляют в висок или отрубят голову, и когда победивший герой получает в награду любовь красавицы. То есть людям одинаково интересно и прекрасное и ужасное. Это стимулирует, щекочет нервы. Когда такая стимуляция становится для него привычной, приятной и человек не может без нее обходиться и воспринимает теперь только ее – это становится нормой.

Реклама девиантного, отклоняющегося поведения – часть идеологии западной. Модель циничного поведения (то, что мы наблюдаем у подростков) транслируется через множество американских подростковых фильмов: «Американский пирог», «Что-то острое в штанах» и т.д. Сотни фильмов формируют личность с огрубленными понятиями обо всех сферах жизни, вырастает человек, вытесанный из полена: злой, тупой, враждебный т.п.

2. Весь джентльменский набор, присутствующий в мультфильмах и фильмах, есть и в компьютерных играх. Исключений крайне мало. Большинство игр дает такие модели поведения, после усвоения которых ребенок становится полностью депрессивным или наоборот невероятно агрессивным, потому что мысленно постоянно переступает моральные нормы. Есть такие компьютерные игры, в которых предлагают на выбор несколько вариантов поведения. Скажем, задание выйти из дома и купить хлеб. Можно сделать это обыкновенно, а можно по дороге зарезать соседа, помочиться на знакомую девочку, ограбить магазин, расшвырять все продукты. Многие дети, поигравшие в подобные игры, берут себе «ники» - псевдонимы, обозначающие ужасных персонажей: «негодяй» или «идиот». У них смещаются понятия о добре и зле, меняется картина мира, возникает компьютерная зависимость, которая превращает человека в раба. Она сродни наркотической и ее трудно избежать.

Хочется познакомить Вас с  высказываниями двух учащихся 9 класса : «Больше всего я люблю игры, где много крови. Раньше я играл во всякие там гонки или строительство, но теперь подсел на убийство монстров. Оттягиваешься по полной… А самое реальное – хорошее изображение. Интереснее всего убивать, когда видишь лицо человека. А самое прикольное – убить неожиданно, из-за угла…»

«Я когда посмотрю боевик по телевизору, сразу тянет к компьютеру, поубивать и преследовать… Очень люблю брать кого-то на мушку и долго держать под прицелом. Ощущения потрясающие, т.е. я все могу, я сильнее всех!»

И в заключение хотелось бы привести один кадр из документального фильма «Виртуальная реальность» (Лен. Науч. фильм, 2003 год), если у Вас будет такая возможность, посмотрите  и обсудите его вместе с ребенком. Шестилетний мальчик увлеченно считает, глядя на экран компьютера: «Мне осталось только 26 человек убить… И мне дадут за это 1000 долларов… А за полицейского – 300 долларов…». Комментарии излишни!

Угрозу в увлечении детей компьютерными играми представляет неразличимость виртуальности и действительности, поскольку ребенок включен в более широкую среду, где в буквальном смысле происходит управление его сознанием и волей. Только с семи лет возникает способность различать несхожие реальности, когда ребенок начинает управлять своим телом, сознанием, волей. Но только к подростковому возрасту (с 12-13 лет) уже в достаточной мере формируется умение ориентироваться в таких реальностях и адекватно.

А теперь несколько слов хотелось бы сказать о детских журналах. Недавно в одной из Челябинских школ было проведено исследование на тему «Опасные детские журналы». Оно позволило выявить журналы, которые дети предпочитают читать и их влияние на ребенка. В результате было отмечено, что дети предпочитают читать яркие детские журналы с воинствующей направленностью. Самыми популярными оказались «Человек – паук» и «Новые приключения Шрека». Около  2/3 опрошенных детей предпочитает покупать именно их.  Эти журналы подают себя как развивающие детские издания. Но если познакомиться с ними поближе, то можно заметить, что может быть, они и развивают, но только насилие, агрессию, жесткость и т.п. Язык, который там используется сродни тому, что используется в современных западных, а иногда уже и наших мультфильмах, то о чем мы уже говорили с Вами выше. Согласно опросу родителей этих детей никто из них, покупая эти издания ребенку, сам их не просматривает. Многие журналы завлекают ребенка тем, что предлагают ему собрать коллекцию чего-нибудь.  Журнал «Человек-паук» предлагает ребятам собрать коллекцию карточек с изображением героев и злодеев. Вот содержание одной из карточек. С одной стороны изображение человека-паука, с другой изображение персонажа и его характеристика. Например, злодей «Кошмар». Характеристики, которые даны в числовом выражении: интеллект, сила, скорость и ловкость, особые умения, бойцовские умения. Далее идет следующий текст: «Это демон из другого измерения, приходит к людям, которым снятся кошмары, он обожает манипулировать потаенными страхами своих жертв». Вопрос о том, откуда у детей такая речь, поведение (то, что мы наблюдаем в школе, а Вы наблюдаете дома) отпадает сам собой.

В заключение хотелось бы Вам пожелать - не слушайте рекламу, не верьте на слово знакомым, откройте книгу (журнал) сами и прочтите, прежде, чем к ней обратятся Ваши сын или дочь, посмотрите компьютерную игру, в которую хочет поиграть Ваши дети, следите за тем какие мультфильмы и фильмы они смотрят. 

Можно порекомендовать прочитать по данной теме книгу Марины Куртышевой «Как сохранить психологическое здоровье детей». – СПб.: Питер, 2005.

Вот некоторые из ее рекомендаций:

  1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребенку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует сознание наших детей ежедневно и ежечасно. 
  1. Помните, что в 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребенка. Только после 12 - ти лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную. 
  1. Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание Вашего ребенка и  создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям. 
  1. Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые постоянно играет Ваш ребенок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости и убийства противника. Случается, что ребенок совершает акт виртуального убийства до нескольких сотен (!) раз за одну игру. 
  1. Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером: 

- повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;

- расстройства сна, нарушение памяти и мышления;

- рост аллергических реакций организма;

- изменение в костно-мышечной системе;

- специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой. 

  1. Помните, что рекомендованное специалистами максимальное время для работы с компьютером строго ограничено: для детей после 6 лет – 10 минут; младших школьников – 15 минут; учащихся 5-6 классов – 20 минут; 8-9 классов – 25 минут; для старшеклассников – не более 30 минут в день. 
  1. Присмотритесь к линии поведения, насаждаемой многочисленными мультсериалами, фильмами для самых маленьких, компьютерными играми для более старших детей. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, «взрослого» и асоциального поведения, хаотической энергии нетворческого, деструктивного характера. Все это приводит в итоге к увеличению и без того неестественно высокой гипервозбудимости наших детей.

Не лишайте вашего ребенка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего и не успевшего правильно развиться детского сознания. Пусть Ваш ребенок посещает кружки и секции, развивает свои реальные способности и таланты. 

свернуть

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из центральных проблем современной психологии и педагогики. В настоящее время существует множество трактовок и разнообразных подходов к её решению. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с какого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, т. е. у них недостаточно сформированы следующие компоненты школьной готовности: интеллектуальный, социально-психологический и эмоционально-волевой.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. 

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность.

Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая,  можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

3. Социально – психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

4. Физическая готовность.

Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. 

5. Речевая готовность.

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. 

6. Эмоционально-волевая готовность.

Считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов. 

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни? ( «Мне форму  купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг…») Внешние аксессуары  школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы. Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых А вот быть школьником – совсем другое. Это уже осознаваемая ребёнком ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребёнка и уважительное отношение взрослых к учёбе как к важной, серьёзной деятельности.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как говориться, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи на лицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Ещё хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, - ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь получать», «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпения, внимания, теплоты, времени придётся потом уделить этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.

Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, посредством включения детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, общение со школьниками – выпускниками их детского сада, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, проведение совместных выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги, учения и др. Особо  важную роль имеет при этом игра.

свернуть

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители будущих первоклассников! Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни. Поэтому поговорим о том, как нам, родителям, помочь своим детям в этом сложном процессе.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что ваш ребёнок станет чаще болеть? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам? Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями.

Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?

Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие маленькому школьнику.

Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.

В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем, ребёнка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.

Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы.

После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу. И вот – момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: «Я не хочу оставаться тут! Забери меня домой!» Если вы не готовы к такому повороту событий и растеряны – ребёнок удвоит шумовую атаку и сдобрит её драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы и превратит расставание в душераздирающую сцену.

Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:

  • Готовьте ребёнка к событию заранее.
  • Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.
  • На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
  • Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним вечером. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

После того, как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность. 
  1. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%. 
  1. Покупайте и дарите книги и развивающие игры. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение. 
  1. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе. 
  1. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

  2. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.   
свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
  • Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий;
  • Эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи;
  • Культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, книгами о школьной программе.
  1. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить.

  2. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

  3. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнивать его с самим собой – это более обнадеживает.

  4. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его поведении.

  5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
свернуть

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НАЛАДИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. 

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. 

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают. 

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. 

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. 

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. 

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

свернуть

ПРАВИЛА ПОМОЩИ РЕБЁНКУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Неукоснительное выполнение режима дня

  • чётко определите время, в которое ребёнок должен приниматься за выполнение домашней работы;
  • придерживайтесь этого расписания настолько строго, насколько это возможно;
  • время, отведённое на выполнение домашних заданий, не должно ничем прерываться (телефон, телевизор, компьютер и т.п. подождут).

Распределение заданий по степени сложности

Целесообразно предложить ребёнку начинать выполнение заданий с самых лёгких. Таким образом, за сравнительно короткое время оказывается выполнено большее количество заданий, что порождает чувство удовлетворённости.

  • Сначала отметьте те задания, которые выполнены верно, без ошибок.
  • Относительно заданий, выполненных неверно, скажите ребёнку: «Я думаю, что ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя будет другой ответ». Это побуждает ребёнка возвращаться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что следует обращать внимание при изучении текста. Можно воспользоваться следующими приёмами:

  • перед прочтением текста обратить внимание на вопросы, которые приведены в конце параграфа, а при первоначальном прочтении попытаться найти в тексте ответы на них и отметить карандашом;
  • параграф обычно разбит на смысловые части, поэтому целесообразно в каждой части выделить карандашом главную мысль отрывка;
  • составить краткий план пересказа параграфа.

Обращайте внимание на неречевые сигналы, которые Вы посылаете детям (жесты, мимику)

Гримасы, напряжённость позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» воспринимаются детьми острее, нежели Ваши слова. Злоупотребление такими неречевыми сигналами только добавляет напряжённость в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

свернуть

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЁНКА

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим.

Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.

  • Есть сомнения - идите в школу и  попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.

Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

свернуть

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ?

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ?

Настрой детей на сдачу экзаменов во многом зависит от настроения и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте придерживаться нескольких рекомендаций:

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допустить ошибку.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть разнообразным и сбалансированным.

Ознакомьте ребенка с известными Вам приемами повторения и подготовки к экзаменам.üПодготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРЕСС?

Ребенку необходимо делиться с вами своими переживаниями;

Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение;

Стараться высыпаться и правильно питаться;

Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка);

Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела);

Не стесняться плакать;

Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему);

Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребёнком.

Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах;

Освойте вместе с ребенком приемы саморегуляции (самовнушения, аутотренинга) с целью снятия напряжения;

Старайтесь сохранять в семье спокойную и психологически комфортную атмосферу.

ПРИЕМЫ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:

  • "потягивание", сидя на стуле;
  • круговые вращения головой;
  • сгибание-разгибание пальцев рук;
  • наклоны туловища;
  • приседания;
  • ходьба на месте и др.

ДОМАШНЯЯ ФИЗИОТЕРАПИЯ:

  • Утром - прохладный или контрастный душ.
  • Вечером - теплые ванны (хвойные, с морской солью или с аромамаслом);
  • Массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром-интенсивный, вечером-слабый, успокаивающий);
  • Ароматерапия (если нет противопоказаний): ванна с аромамаслом или фитосолью, использование аромалампы, расслабляющий массаж с аромамаслом (бергамот, илангиланг,пачули, сандал и т.д).
  • Можно просто нанести каплю масла, или смеси масел на область пульса или слегка смазать носовой платок и вдыхать аромат 1-2 минуты.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ СНЯТИЯ СТРЕССА:

  • Неспешные созерцательные прогулки;
  • Слушание успокаивающей музыки;
  • Водные процедуры (контрастный душ);
  • Двигательная активность, спорт;
  • Техники расслабления, дыхания и медитации (йога);
  • Юмор, смех;
  • Общение с близкими и друзьями;
  • Любимое занятие;
  • Сон. Сила человеческого духа

ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие и оптимизм взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый (ая) любимый (ая), и что все у него (неё) в жизни получится!

Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. Не критикуйте ребёнка после экзамена. Ведь экзамены - это школа жизни. Главный урок - не сдаваться, а в случае неудачи найти силы, чтобы встать и идти дальше.

ГОВОРИТЕ ЧАЩЕ ДЕТЯМ:

Ты у меня все сможешь!

Я уверен (а), ты справишься с экзаменами!

Я тобой горжусь!

Чтобы не случилось, ты для меня самый лучший!

 

ПОМНИТЕ: Самое главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий. Удачи Вам и Вашим детям!

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть