Введение
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации. Факультативные занятия в IX-XI классах также могут проводиться в шестой школьный день.
Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 21, 2008 г.), а также ежегодными инструктивно-методическими письмами по организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.
Шестой (школьный) день недели является органичной частью всей системы образовательного процесса и направлен на решение важнейших задач воспитания:
- нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности как о ценностях; воспитание моральных качеств (милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения;
- формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям; воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей;
- развитие самосознания личности как способности выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, как способности осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп;
- формирование трудовых и жизненных навыков: творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способность к профессиональному самосовершенствованию, развитие навыков самообслуживания и безопасного поведения;
- формирование ответственного поведения, проявляющееся в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, в умении показать себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, возможности проявлять самодеятельность и творческий потенциал, соблюдать правила и нормы общежития; развитие способности разумно контролировать свое поведение; выработка и постановка перед собой цели; оценка, мотивирование и обдумывание своих действий; принятие правильных решений и умение утверждаться в них; планирование организации своей деятельности, направление выполнения решений;
- формирование здорового образа жизни – отношение к своему здоровью как к ценности, привитие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья;
- развитие эмоциональной сферы личности ребенка в процессе эстетического воспитания средствами природы и искусства, осуществляемое в первую очередь в семье, в родственных отношениях, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии;
- развитие чувства прекрасного средствами природы, окружающей предметной среды, искусством, повышающее активность результативность, творческий характер деятельности воспитанников и формирующее умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, в отношениях и общении;
- развитие экологического сознания, предусматривающее создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек - общество - природа» и выбору способов решения экологических задач.
При этом в качестве приоритетных направлений организации воспитательной работы в шестой школьный день являются следующие:
- организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристско-краеведческой работы;
- организация трудового и экологического воспитания, занятий учащихся техническим и художественным творчеством;
- расширение деятельности ДМОО;
- профилактика противоправного поведения учащихся и семейного неблагополучия;
- использование возможностей внешкольных учреждений по организации досуга учащихся, развитию их способностей.
Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы гимназии. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с годовым планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Опираясь на методические рекомендации по организации работы в шестой школьный день, спланирована культурно-досуговая, спортивная, экскурсионная, просветительская работа, библиотеки, общественного инспектора по охране прав детства, компьютерного класса, стадиона, спортивного зала. В школе имеется стенд, отражающий работу в этот день, где размещены: план работы на полугодие, графики работы спортивного зала, график консультаций учителей-предметников. Имеется также необходимая нормативная база по организации шестого школьного дня.
Изменение подходов к проведению шестого школьного дня требует, прежде всего, полной информированности общественности о его возможностях, тесного сотрудничества педагогов, родителей и учащихся. Для этого на сайте УО имеется раздел «Шестой школьный день», где подробно изложена вся информация о работе школы в шестой день недели.
Основным направлением деятельности в шестой школьный день является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Согласно планированию шестого школьного дня каждую вторую субботу проводятся дни здоровья для различных возрастных групп учащихся. К числу эффективных форм спортивно-массовой внеурочной деятельности в шестой школьный день относятся спортивные соревнования, физкультурные праздники, спортландии, турниры, подвижные игры, спортивные игры.
Вывод
Анализ работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня показал, что в УО проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его педагогической организации.
Вместе с тем в организации воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня имеется ряд недостатков и проблем организационно-содержательного характера.
Изучение деятельности школы в шестой школьный день показало, что недостаточно действенным и эффективным в шестой день является взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи и семьями обучающихся. На низком уровне остается туристско-экскурсионная деятельность в шестой школьный день. Не обеспечивается охват всех учащихся спортивными и другими мероприятиями в шестой школьный день.
Рекомендации:
- Классным руководителям наладить систему эффективного контроля за посещаемостью учащимися шестого школьного дня.
- Создать банк положительного педагогического опыта работы в шестой школьный день.